Робототехника Matatalab

Воспитатель высшей категории Миронова Елена Борисовна.
Воспитатель высшей категории
Миронова Елена Борисовна

Объём программы: 72 часа.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1год обучения.

Режим занятий:  при очном -2 раза в неделю по 1 часу, 1 час равен 45 мин. При дистанционной  форме 2 раза в неделю по 30 минут.

 Цель программы: развить исследовательские, инженерные и проектные компетенции через моделирование и конструирование научно-технических объектов в робототехнике.

Программа занятий

Дополнительная общеобразовательная программа

Технической направленности

«Робототехника – MatataLab»

Адресат программы – обучающиеся 6-7 лет

Срок реализации – 1 год (72 часа)

Программа разработана

Педагогом  дополнительногообразования

Высшей квалификационной категории

Мироновой Е.Б.

2023 г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка ……………………………………………………..… 3

1.1.Цель, задачи программы …………………………………………………..... 5

1.2. Планируемые результаты реализуемой Программы …….………………6

1.3. Формы подведения итогов реализации Программы……………………… 7

1.4. Формы взаимодействия с родителями педагогами ……………………..... 7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности организации деятельности детей по программе …….. 8

2.2. Учебно-тематический план ………………………………………………

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы ………………… . 16

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и

воспитания ………………………………………………………………... 18

Список используемой литературы ……………………………………………. 18

Приложение ………………………………………………………………….. 19

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка

Мир, в котором мы живём, меняется стремительно. «Умные» машины, роботизированные производства и множество интеллектуальных сервисов стали обычными в нашей жизни. Робототехнические решения становятся всё более востребованными и распространёнными, а области их применения расширяются.

Интенсивное использование роботов в быту и на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Отсюда возникает необходимость прививать детям интерес к области робототехники и автоматизированных систем.

Актуальность программы. Данная дополнительная общеобразовательная программа актуальна, т.к. направлена на получение обучающимися знаний в области робототехники. Обучающиеся научатся моделировать автоматические устройства и создавать алгоритмы управления роботами, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная) программа «Образовательная робототехника» имеет техническую направленность. Направление программы – техническое. Программа составлена на основании действующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р;
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
  5. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

          Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  2. «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

        Локальные акты ОО:

   1.Устав МДОУ Октябрьского детского сада «Василёк »;

   2.Положение о проектировании ДООП в МДОУ Октябрьский детский сад «Василёк»;

   3.Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и  аттестации по итогам реализации ДООП

Отличительной особенностью программы является то, что в процесс обучения включена игровая деятельность с использованием робототехнических наборов и компьютерных технологий.

Адресат программы. Модуль «Робототехника с matatalab» рассчитан на обучающихся подготовительной группы.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин.

Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Как известно, примерно в 4 года мозг ребенка начинает закладывать основу для развития логики. MatataLab стремится помочь развитию мозговой деятельности посредством интерактивного, физического и, конечно же, игрового взаимодействия с получением обратной связи от дружелюбного робота MatataBot.

Благодаря разработкам компании MatataLab на современном этапе появилась

возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов, основам программирования.

1.1.Цель, задачи программы

Цель программы: развитие и формирование элементов технического

мышления детей дошкольного возраста на основе робототехники (от новичка до продвинутого пользователя).

Задачи программы.

Обучающая:

- научить детей основам робототехники;

- формулировать цель (через результат) деятельности;

- научить анализировать ситуацию и образцы, составлять алгоритмы в процессе деятельности, принимать решения в процессе моделирования и программирования;

- обучать основам программирования без применения компьютера и мобильных устройств, развивая логическое мышление в увлекательной игровой форме;

Развивающая:

- Развивать умение действовать по аналогии и комбинировать тактики деятельности в условиях подгрупповой работы;

- приобщать к научно-техническому творчеству: развивать умение постановки

технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

- способствовать развитию творческой деятельности: обеспечить освоение детьми основных приёмов в музыке и рисовании (учим ноты и составляем из них мелодии, составляем программы для рисования);

- способствовать развитию логического мышления и пространственного воображения.

Воспитательная:

- формироватьнавыкисотрудничества: работа в коллективе, в команде, м лойгруппе (в паре)

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Объём и срок освоения программы. Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма обучения - очная.

Форма организации занятия – индивидуальная, групповая, формы проведения занятия - беседа, практическое занятие.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Образовательная деятельность по данной дополнительной общеобразовательной программе осуществляется в течение всего учебного года (сентябрь – май).

1.2. Планируемые результаты.

По окончании обучения по модулю «Робототехника с Matatalab» ребёнок знает:

- основные понятия образовательной робототехники;

- принципы построения алгоритма;

- владеет основами робототехники;

- читает элементарные схемы, анализирует образец;

- умеет составлять алгоритмы;

- по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы для роботов;

- умеет корректировать программы программирования, создает и запускает программы самостоятельно;

- самостоятельно создает авторские модели, схемы для программирования роботов MatataLab;

- способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

- умеет программировать робота на рисование и воспроизведение музыки;

- может работать в команде и подбирать в команду участников, которые могут помочь в решении определенных задач;

- способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, навыки.

Педагогическая диагностика.

Оценка эффективности деятельности детей осуществляется с помощью педагогической диагностики (педагогический мониторинг) достижений детьми планируемых результатов освоения Программы.

Педагогический мониторинг проводится два раза в год:

в октябре: начальный (или входной контроль) - проводится с целью определения уровня развития детей;

в апреле: итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых, путем наблюдения или предложения выполнить задание, можно отследить изменения уровня знаний, умений ребенка по программированию и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.

Формы и методы контроля.

Наблюдение, то есть систематическое получение данных об интересе,

сотрудничестве с другими детьми, творчестве, самостоятельности ребенка.

Наблюдение осуществляется руководителем в процессе работы с ребенком и дает определенные сведения об его уровне развития. Результаты наблюдения не фиксируются в документы.

Устный контроль состоит в ответах воспитанников на вопросы руководителя.

Применяются такие его формы, как: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный опрос.

Дидактические игры и задания («пройди заданный маршрут», «нарисуй рисунок», «составь мелодию» и т.д.)

Документальные формы подведения итогов реализации Программы отражают достижения каждого обучающегося. Они необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения Программы.

Для фиксации результатов мониторинга используются диагностические карты.

Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить.

1.3. Формы подведения итогов реализации Программы

Участие в практических занятиях на заданную тему.

Участие в обобщающих, тематических занятиях.

1.4. Формы взаимодействия с родителями педагогами

1.Выступление и презентации руководителей кружков, на родительских собраниях.

Цель: познакомить родителей с понятием робототехника для дошкольников и

дать общее представление о навыках и развитии, которое получает ребенок черезтехническое конструирование.

2.Мастер - класс для родителей дошкольников.

Цель: более подробно познакомить родителей с программой и линейкой конструкторов которые используются на занятиях.

3.Совместные занятия - дети + родители + педагог (как пробное занятие).

Цель: Данное занятие позволит родителям и детям самоопределиться.

4.Клуб робототехники для детей и их родителей (членами клуба могут являться дети и их родители, занимающиеся в кружках).

 Цель: Привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком,

заинтересованность и поддержка педагогов в подготовке к конкурсам и проектам.

5.Конкурсы и проекты на базе детского сада.

Цель: Повышение мотивации в развитии технического творчества, освоение иприменение знаний на практическом опыте.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности организации деятельности детей по Программе

Занятия (конструктивно-модельная деятельность) с детьми проводятся два раза в неделю и проводятся подгруппами от 3 до 9 детей.

Особенности используемого комплекса.

- Радиоустройство типа MTB1801&MTT801соответствуют директиве ЕС 2014/53/EU; обучение основам алгоритмизации и программирования

- Рекомендован для детейот 4 до 7 лет

- Предусматривает: программирование движений, мелодий, рисунка

- Используется без применения компьютера

- В зависимости от выбранного набора, в него может входить от 1 до 3 брошюр различных уровней сложности (от новичка до продвинутого пользователя)

СОСТАВ КОМПЛЕКСА

Набор состоит из отзывчивого робота и беспроводного контроллера с 3-мя режимами (переключение между режимами на боку Контроллера): (1) режим управления, (2) режим кодирования и (3) сенсорный режим.

Режим управления

В этом режиме Контроллер используется в качестве пульта дистанционного

управления с гироскопом внутри.

Расположенная на Контроллере кнопка «Мелодии» позволяет Роботу произвольно воспроизвести одну из запрограммированных песен, а нажатие и удержание этой кнопки позволит датчику сканировать цвет. Каждый цвет соответствует определенному звуку. Теперь, используя Контроллер для определения разных цветов. Вы можете создавать свою собственную мелодию!

Режим кодирования

Когда Контроллер переключается в режим кодирования, автоматически происходит переподключение устройств друг к другу.

Нажимая клавиши со стрелками на Контроллере, Вы можете запрограммировать направление движения робота. Контроллер оснащен цветовыми индикаторами (зеленый, синий, желтый, красный и т.д.). Данная функция поможет детям лучше запомнить заданные команды и даст возможность исправить алгоритм.

Сенсорный режим

Предназначен для продвинутых пользователей (возраст 6+).

Использовав данный режим, дети смогут научиться пользоваться датчиками,

встроенными в Контроллер.

Сенсорный режим можно использовать совместно с бесплатным приложением MatataСode, либо совместно с Управляющей башней и панелью из базового набора и сенсорными блоками для программирования из нового набора SensorAdd-on(информация о наборе ниже по тексту). Сенсорный режим позволяет роботу- исполнителю обнаруживать окружающие звуки и реагировать на них, оценивать и избегать препятствия, распознавать цвета и реагировать на свет!

Управляющая башня - это модуль со встроенной камерой для распознавания

программы, составленной из блоков. Блоки располагаются на специальном поле в зоне видимости камеры. Распознав программу, башня передает ее роботу для выполнения.

Робот - это приемное устройство, которое исполняет команды направленные

управляющей башней. Робот располагается на игровом поле с заданием. Умеет рисовать и петь!

Блоки для программирования - пластмассовые блоки с выемками на обороте, на которые нанесены интуитивно понятные символы (цифры, стрелки, ноты и т.п.). Созданы, чтобы сделать процесс обучения программированию наглядным и осязаемым.

Контрольная панель – специальное поле с выступами, на котором располагаются управляющая башня со встроенной камерой и большая кнопка запуска программы.

Программа составляется с помощью блоков для программирования

Обучающие брошюры с задачами различных уровней сложности.

Инструкция по использованию набора.

Карточки с примерами музыки и рисунков.

Игровое поле.

Препятствия и флажки из пластика.

Инструменты для рисования.

Робот 1шт. Управляющая башня 1шт. Панель управления 1шт. Блок "вперёд" 4шт. Блок "назад" 4шт. Блок "влево на 90˚" 4шт.

"вправо на 90˚" 4шт. Блок "начало цикла" 2шт. Блок "конец цикла" 2шт. Блок "функция" 1шт. "вызов функции" 3 шт. Блок "предустановленная мелодия" 1 шт. Блок "предустановленный танец" 1 шт. Блок "случайное движение" 1 шт.

Блок с цифрой "2" 2 шт. Блок с цифрой "3" 2 шт.с цифрой "4" 2 шт. Блок с цифрой "5"2 шт. "случайная цифра от 1 до 6" 2 шт. Пластмассовый барьер 8 шт.Пластмассовые флаги 3 шт. Кабель для зарядки USB Type C 1 шт.

Игровое поле 1 шт. Книги заданий 3 шт. (смотри приложение 1)

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

1. С помощью пластмассовых блоков с интуитивно понятными символами

составляется определенная программа.

2. Блоки располагаются в желаемой последовательности на специальном поле в зоне видимости камеры управляющей башни.

3. При нажатии на кнопку старта на контрольной панели, камера на управляющей башне считывает составленную программу, и она передаётся в робот.

4. Робот начинает действовать согласно полученным командам.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie